Гибридная аудитория CONFERA ClassRoom

Аудитория для гибридного обучения CONFERA ClassRoom в МГПУ
Аудитория для гибридного обучения CONFERA ClassRoom в МГПУ

Назначение

Гибридная аудитория CONFERA ClassRoom – новая разработка компании «Делайт 2000» для оснащения семинарских аудиторий вузов, практикующих гибридный формат обучения.

Гибридное обучение является следствием затяжной пандемии. Одна волна ковида сменяет другую, вузы то переходят на дистанционное обучение, то пытаются вернуться к привычному офлайн-обучению. Но вернуть всех студентов в аудитории сегодня не так-то просто: некоторые из-за болезни вынуждены учиться из дома, а другие просто уже предпочитают учиться удаленно, если есть такая возможность.

Как вести обучение, если часть студентов находится в аудитории, а часть подключается во видеосвязи? Как обеспечить равный доступ к учебному контенту этим двум группам? Как организовать совместную работу онлайн и офлайн-студентов? Как осуществлять контроль за работой каждого из них во время занятий? Эти и многие другие вопросы стали основой для проработки совершенно нового подхода к обучению в вузах по всему миру.

С организацией лекций ситуация немного проще – студентам важно слышать преподавателя, видеть его и его презентацию. А вот семинарские и лабораторные формы работы требуют индивидуального участия каждого студента, активного его взаимодействия с преподавателем и однокурсниками. И с технической точки зрения оборудовать небольшие семинарские аудитории для гибридного обучения оказалось сложнее, чем потоковые аудитории.

Гибридная аудитория CONFERA ClassRoom в Институте цифрового образования МГПУГибридная аудитория CONFERA ClassRoom в Институте цифрового образования МГПУ


О компании

Особенности Решения

Гибридное обучение в семинарских аудиториях: какие задачи предстояло решить

Компания «Делайт 2000» много лет сотрудничает с российскими вузами, оснащает учебные аудитории и залы совещаний мультимедийным оборудованием.

Разработка технической концепции, обеспечивающей создание бесшовной образовательной среды для небольших учебных помещений, оказалась непростой, но в то же время интересной задачей.

  • Нужно было детально разобраться в методологии преподавания, чтобы понять, какие сценарии работы преподавателя и студентов наиболее востребованы. Мы выбрали несколько наиболее востребованных сценариев взаимодействия преподавателя со студентами и наложили на них сценарии работы будущего комплекса.
  • Чтобы каждый студент независимо от местонахождения при гибридном обучении чувствовал себя полноправным участником учебного процесса, а преподаватель имел возможность в любой момент обратиться к любому студенту и сразу получать обратную связь, необходим эффект присутствия. Тут мы брали во внимание не только качество изображения и звука, но и масштаб изображения. Благодаря расчётам мы смогли определить, какого размера должно быть изображение удаленного студента, чтобы оно было максимально приближено к реальному, и преподаватель хорошо видел мимику, направление глаз собеседника во время ответа. Видеоизображения онлайн-студентов с указанием имен и фамилий располагаются на большом экране на боковой стене – так их хорошо видят и преподаватель, и остальные студенты.
  • Удаленные студенты, тоже должны хорошо видеть и слышать все, что происходит в аудитории, видеть преподавателя, лица однокурсников, независимо от того, в какой точке помещения они находятся. Было решено использовать панорамную видеокамеру, которая бы захватывала сразу всех находящихся в аудитории.
  • При подборе аудиовизуального оборудования и ПО нужно было обеспечить его совместимость друг с другом и адекватную стоимость для российских вузов. Поэтому мы не ориентировались не только на известные бренды. А в тех случаях, когда использование более недорогих решений могло привести к ограничению функциональности или снижению качества, старались использовать возможности оборудования по максимуму. Например, мы стали использовать модель master/slave для оснащения группы аудиторий, когда одна аудитория является основной, а еще от одной до трех аудиторий могут частично использовать ее мощности. Кроме этого специально для этого проекта мы разработали свой новый контроллер «СПЕКТР» – С1, который принимает сигнал от любого источника и позволяет транслировать его в сеть, тем самым обеспечивая возможность транслировать удаленным студентам контент, например, с ноутбука преподавателя.
  • С самого начала мы понимали, что несмотря на сложность комплекса, работать с ним должно быть просто. Преподаватель должен получить в руки готовый инструмент, который не потребует длительной подготовки и особых технических знаний. К слову, по разным данным, на подключение оборудования в офисах в среднем тратится до 15% времени, отведенного на мероприятие, скорее всего, в вузах этот процент может быть еще больше. Поэтому было решено обеспечить управление комплексом на базе нескольких кнопок, каждая из которых отвечает за тот или иной сценарий работы. Таким образом, преподавать во время занятий сможет самостоятельно управлять оборудованием без поддержки IT-специалистов, которых не так много в вузах.
  • Во время гибридного обучения преподаватель должен иметь возможность обратиться к любому студенту и в прямом смысле слова вызвать его к доске. Мы предоставили возможность всем находящимся в аудитории не только слышать ответ удаленного студента, но и видеть его на отдельном экране. Кроме этого, все видят его рабочий экран, чтобы наблюдать за ходом выполнения заданий. Удаленные студенты в режиме реального времени могут работать совместно со студентами в аудитории, используя различные онлайн-сервисы.

В результате наша компания разработала комплексное решение, получившее название «Гибридная аудитория CONFERA ClassRooom». Это уже третий продукт «Делайт 2000», входящий в семейство CONFERA, ранее были выпущены конференц-стол CONFERA AViTable и медиацентр CONFERA View.

Аудитория для гибридного обучения в Институте цифрового образования МГПУ
Аудитория для гибридного обучения в Институте цифрового образования МГПУ
Аудитория для гибридного обучения CONFERA ClassRoom в Институте цифрового образования МГПУ

Аудитория для гибридного обучения: комплекс оборудования

В состав CONFERA ClassRoom входят:

  • Основной экран для отображения учебного контента, интерактивной и совместной работы студентов. Это может быть большая ЖК-панель, проекционная система или доска МЭШ.
  • Экран для отображения видеоизображений онлайн-студентов с указанием имени фамилий. Он расположен на боковой стене и хорошо виден всем находящимся в аудитории.
  • Панорамная видеокамера для создания эффекта присутствия удаленным студентам. Камера умеет фокусироваться на выступающих и «сопровождать» их, если они передвигаются по аудитории.
  • Потолочный микрофонный массив для захвата звука из аудитории, позволяет удаленным студентам хорошо слышать все, что происходит в аудитории, а преподавателю свободно передвигаться по помещению и не беспокоиться о качестве звука.
  • Акустические системы для воспроизведения качественного звука от удаленных студентов и демонстрируемого контента.
  • Экран для вызова к доске удаленных студентов, на нем демонстрируются видеоизображения удаленных студентов или их рабочих столов во время выполнения заданий. Экран устанавливается так, чтобы его было хорошо видно студентам в аудитории.
  • APM преподавателя для управления сценариями занятий. Оно выполнено в виде тумбы для размещения коммутационного оборудования. На поверхности тумбы установлен монитор, ориентируясь на него, преподаватель может контролировать, что видят удаленные студенты на своих экранах.

Также в аудитории может быть установлена маркерная доска с видеокамерой, для передачи надписей с доски удаленным студентам.

Сама концепция гибридной аудитории не имеет четкой привязки к брендам и конкретным моделям, мы допускаем возможность замены конкретных устройств. Если у вуза уже есть современная аудиовизуальная инфраструктура, по техническим показателям совпадающая с требованиями нашей концепции, то мы можем задействовать ее при развертывании гибридной аудитории.

Тестирование оборудования гибридной аудитории CONFERA ClassRoom в Институте цифрового образования МГПУТестирование оснащения гибридной аудитории CONFERA ClassRoom

Гибридное обучение: возможности для преподавателей и студентов

CONFERA ClassRoom обеспечивает создание бесшовной образовательной среды для онлайн и офлайн-студентов и помогает поддерживать одинаково высокую вовлеченность в учебный процесс этих двух групп обучающихся. Студенты могут участвовать в образовательном процессе даже если физически не могут присутствовать на очных занятиях, например, во время пандемии.

Гибридная аудитория CONFERA ClassRoom позволяет студентам самостоятельно выбирать формат участия в учебных занятиях, при этом независимо от места нахождения полноценно участвовать в обсуждениях, работать в группах, отвечать у доски, демонстрировать ход выполнения и результаты своей работы.

Преподаватель получает свободу передвижения по аудитории, он больше не привязан к своему рабочему месту, как это бывает при онлайн-занятиях. Он прекрасно слышит и видит всех студентов и их реакцию, может вызывать их к доске, демонстрировать контент из различных источников и самостоятельно управлять сценариями занятий.

Пилотный проект по внедрению гибридной аудитории CONFERA ClassRoom

Площадкой для реализации пилотного проекта стал Институт цифрового образования МГПУ, активно изучающий применение современных технологий в образовательном процессе. Весной 2022 года «Делайт 2000» оборудовала две учебные аудитории, использовав модель master/slave: одна аудитория является основной, а вторая частично использует избыточные мощности оборудования первой. Состав аудиовизуального оборудования немного отличается – в одной использовалась имеющаяся у вуза доска МЭШ, а в другой – интерактивная ЖК-панель и маркерная доска с видеокамерой. За пять месяцев тестовой эксплуатации несколько групп преподавателей прошли обучение работе с комплексом и проводили занятия, сначала при поддержке специалистов проектной команды «Делайт 2000», затем самостоятельно. Полученная обратная связь позволила внести необходимые корректировки в настройки оборудования, разработать подробные инструкции пользователей.

Пилотный проект выявил большой интерес со стороны педагогического состава МГПУ и востребованность технических решений для организации гибридного обучения. Наличие оборудованных аудиторий позволит в будущем не только облегчить работу педагогов во время очередной волны пандемии, но и обеспечит безопасность и беспрерывность образовательного процесса для студентов.

Наши реализованные проекты для российских вузов:

Смотреть галерею проектов для вузов

Показать все
наверх

Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна