МГПУ: Создание гибридных аудиторий

Создание гибридных аудиторий для МГПУ, проект Делайт 2000
Создание гибридных аудиторий для МГПУ, проект Делайт 2000

Задача проекта

Пандемия Covid-19 потребовала пересмотра эффективных форм и технологий, применяемых в процессе обучения и воспитания студентов. В системе высшего образования стала актуальной задача по внедрению гибридного формата обучения, когда часть студентов присутствует на занятиях в аудитории, а часть подключается онлайн. Данная форма обучения получила широкое распространение и в МГПУ. С октября 2021 года студенты, прошедшие вакцинацию, начали посещать занятия в аудиториях, но часть из них могла присоединяться только онлайн.

Гибридный формат позволяет сохранить посещаемость занятий, но для поддержания высокого уровня качества образования требует специальных технических решений. Особенно это важно для небольших семинарских аудиторий, где необходимо не только слушать преподавателя, но и принимать активное участие – отвечать на вопросы, участвовать в обсуждениях, выполнять практические задания и работать в группах.

В 2021 году данная задача являлась новой для ИТ-отрасли и не имела примеров реализации. Для разработки решения в МГПУ была привлечена компания «Делайт 2000», имеющая большой опыт работы с российскими вузами и выполнения нестандартных для отрасли проектов.

Специалистам «Делайт 2000» предстояло спроектировать гибридную аудиторию, в которой будут обеспечены равные условия для получения учебного контента и участия в учебном процессе как офлайн, так и онлайн-студентам. Кроме этого было необходимо сделать так, чтобы преподаватели могли видеть и контролировать всю аудиторию (и тех, кто находится в помещении, и тех, кто учится удаленно), вызывать к доске и тех, и других. При этом преподаватели не должны тратить драгоценное учебное время на то, чтобы разобраться, как работает оборудование, а простым нажатием на кнопку выбирали нужный сценарий работы.

Реализация проекта

В качестве площадки для пилотного проекта были выбраны две семинарские аудитории Института цифрового развития вуза. Работа над проектом велась в тесном сотрудничестве с руководством института, методистами и непосредственными преподавателями. Перед тем, как приступить к проектированию, необходимо было детально разобраться в методологии преподавания, чтобы понять, какие сценарии работы преподавателя и студентов наиболее востребованы. Для этого было проведено масштабное интервьюирование сотрудников из трех институтов МГПУ, среди них были преподаватели как точных, так и гуманитарных наук. Анализ собранной информации позволил сформулировать функциональные требования к гибридной аудитории. Эксперты «Делайт 2000» выбрали несколько наиболее востребованных сценариев работы преподавателей со студентами и предложили свое видение работы будущего комплекса.

Гибридная аудитория CONFERA ClassRoom
Гибридная аудитория CONFERA ClassRoom

При проектировании учитывались не только пожелания представителей вуза, но и такие факторы, как архитектурные особенности помещения, требования эргономики, а также вандалоустойчивость оборудования. Кроме этого, учитывалось и уже имеющееся аудиовизуальное оборудование вуза, в частности в рамках данного проекта в новый комплекс была интегрирована доска МЭШ.

После завершения проектных работ в офисе «Делайт 2000» был развернут полигон для тестирования основных функций комплекса, после чего начался монтаж оборудования уже в аудиториях МГПУ.

Весной 2022 года были оборудованы две гибридные аудитории, которые используются для семинарских и практических занятий. Проектом была предусмотрена модель master/slave: одна аудитория является основной, а вторая частично использует избыточные мощности оборудования первой.

Состав аудиовизуального оборудования в аудиториях отличается. Так, в одной из них используется доска МЭШ, которая была у вуза раньше, а в другой – интерактивная ЖК-панель и маркерная доска с видеокамерой. Комплекс оборудования подобран таким образом, чтобы у всех участников занятий была возможность хорошо видеть и слышать друг друга, и включает в себя системы отображения информации, звукового обеспечения, видеоконференцсвязи, коммутации и управления.

Специально для этого проекта был разработан новый контроллер «СПЕКТР– С1», который принимает сигнал от любого источника и позволяет транслировать его в сеть и передавать онлайн-студентам контент с ноутбука преподавателя.

Проведение методического семинара МГПУ в гибридной аудитории CONFERA ClassRoomПроведение методического семинара МГПУ в гибридной аудитории CONFERA ClassRoom

Последующие пять месяцев шла тестовая эксплуатация, во время которой несколько групп преподавателей прошли обучение работе с комплексом. Сотрудники вуза осваивали комплекс, проводили занятия, давали обратную связь. Полученная от них информация позволила внести необходимые корректировки в настройки оборудования и разработать подробные инструкции для пользователей. Также инженеры «Делайт 2000» выполняли роль технической поддержки во время проведения нескольких важных для вуза мероприятий.

Показать все

Итоги проекта

В результате проекта в МГПУ были созданы две гибридные аудитории, обеспечивающие бесшовность образовательной среды для очных и дистанционных студентов и высокую вовлеченность их в учебный процесс.

Наличие гибридных аудиторий позволяет студентам самим выбирать формат присутствия на занятиях и полноценно участвовать в них даже если находятся удаленно – отвечать у доски, работать в группах, демонстрировать выполнение заданий на своем экране.

Преподаватели могут свободно передвигаться по аудитории, прекрасно слышать и видеть всех студентов, вызывать их к доске, контролировать их работу, демонстрировать контент с различных источников и управлять сценариями занятий.

Разработанная «Делайт 2000» гибридная аудитория получила название CONFERA ClassRoom. Это уже третий продукт компании, входящий в семейство CONFERA, ранее были выпущены конференц-стол CONFERA AViTable и медиацентр CONFERA View.

 

Галерея

наверх

Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна