Вынужденная, из-за угроз пандемии COVID-19, удаленная работа для многих организаций и ее сотрудников оказалась благом. Компании смогли за счет этого сократить часть производственных расходов, сотрудники – сэкономили на времени и ежедневных расходах на дорогу в офис. Многие деловые вопросы теперь решаются с гораздо меньшим количеством административных проволочек. Эффективность работы в целом заметно возросла. Почему?
На вопросы интернет-журнала о бизнесе и технологиях «БИТ» отвечает Анна Зуева, директор компании «Делайт 2000»
«Тема бирюзовых компаний обсуждается уже более 5 лет, и даже могущественный Сбербанк вынужден был признать, что проект по внедрению бирюзового управления провалился»
1. Действительно ли продуктивность удаленной работы связана именно с работой на дому?
В некотором смысле, продуктивность работы дома выше, поскольку сотрудники оказываются в ситуации, где каждый должен отвечать сам за себя, где труднее спрятаться за коллективную ответственность. Работая из дома, каждый ощущает, что теперь надо самостоятельно принимать решения, что всё, что ты делаешь, становится виднее остальным.
Правда, такая история происходит в зрелых командах, в которых лидер сам внимателен к людям, видит их успехи и неудачи, может помочь и подбодрить, не жалеет своего времени для сотрудников, потому что для него главное – профессиональный рост каждого человека и всей команды в целом. В производительности труда не последнюю роль играют бытовые условия. Если в доме маленький ребенок, требующий постоянного внимания, или кто-то болен, то производительность труда заметно снижается.
2. Стали ли чаще во время пандемии ваши сотрудники принимать самостоятельно многие решения, которые раньше тормозились из-за длительных согласований?
У каждой компании есть свои процедуры, в которых по тем или иным причинам задействованы определенные люди и выстроены определенные цепочки передачи информации. Длительные согласования зачастую связаны с большим объемом работы, которой, несомненно, становится меньше в условиях пандемии: в кризис меньше клиентов и меньше заказов.
3. Если да, то при возвращении к нормальной деловой среде, сохраните ли вы прежнее число менеджеров и административных работников или сократите часть из них?
Кризис – великолепная проверка на прочность человека. Проверка на то, умеешь ли ты ставить перед собой цели и их добиваться. Те, кто думает, что в мире ничего не изменилось, что надо тихо переждать, а дальше будь как будет, могут потерять очень многое. Те, кто не смог доказать, что он нужен компании, уйдут, остальные будут работать более эффективно.
В этом году мы расстались с таким же количеством человек, что и год назад, что означает, что мы сумели перестроиться и продолжать работать эффективно в любых условиях. Недаром в прошлый Новый год мы всем своим сотрудникам подарили кружку-хамелеон со слоганом «Всегда на связи»: где бы мы ни были, в офисе или в отпуске, мы всегда на связи.
4. Как вы относитесь к деятельности бирюзовых компаний (тип организации, который основан на принципе контролируемого самоуправления)? И не хотите ли стать одной из них? Да? Нет? Почему?
Люди разные, у них разная мотивация, разные опыт, знания и чувство ответственности. Самоуправление хорошо работает, когда собираются друзья-единомышленники, готовые слушать и понимать друг друга, в результате чего вырабатываются грамотные коллективные решения. Сотрудникам одной компании (особенно если в компании более 30 человек) перестроиться гораздо труднее. Тема бирюзовых компаний обсуждается уже более 5 лет, и даже могущественный Сбербанк вынужден был признать, что проект по внедрению бирюзового управления провалился – продажи в пилотных офисах упали более чем вдвое. Поэтому, ставя развитие личности человека во главу угла, мы будем продолжать выращивать сильные команды и вести большую работу по созданию устойчивых и доверительных межкомандных связей.
5. Считаете ли вы, что стиль и режим работы многих компаний после пандемии обязательно изменится?
Конечно, изменится. Многие люди останутся работать дома, лишь иногда будут приезжать в офис. Офисы превратятся в хабы, куда сотрудники будут приезжать для проведения совещаний, мозговых штурмов, обсуждения новых идей. По данным исследования, проведенного IBM, 80 % креативных идей рождаются при непосредственном общении. Уйдут в прошлое офисы, в которых крупные компании имитировали домашнюю обстановку, спортзалы и прочее, прочее. Требования к офисам станут другие. Их площади заметно сократятся, востребованными будут решения, которые помогут повысить эффективность совместной работы.
Важным аспектом станет повсеместное использование современных технологий коммуникаций, чтобы можно было легко связаться с удаленными коллегами. Они должны быть простыми в использовании, чтобы даже неподготовленный пользователь мог прийти в конференц-зал, за пару минут включить оборудование, вывести на экраны нужную информацию от разных источников, включая собственный смартфон, подключить удаленных коллег по видеосвязи и т. д. И все это без помощи ИТ-специалистов.
Полный текст статьи читайте в журнале БИТ >>>