Иногда знание нескольких базовых слов и выражений, демонстрирующих понимание потребностей и проблем собеседника, сразу же располагает его к вам и облегчает общение. Это же относится и к отраслевой специфике при создании диспетчерского пункта: понимание базовых особенностей конкретной отрасли с самого начала проекта позволяет разговаривать на одном языке с заказчиком и предложить ему наилучшее решение. И цель тут состоит не только в том, чтобы расположить заказчика к себе…
Создание или модернизация диспетчерского пункта на сколь-нибудь серьезном уровне представляет собой итерационный процесс, затрагивающий одновременно множество разделов, в том числе: архитектурно-планировочные и конструктивные решения, дизайн интерьеров, инженерные системы здания, технологические решения по обеспечению диспетчерского управления, решения по обеспечению безопасности и многое другое. При реализации этого процесса волей-неволей придется разбираться и в отраслевой специфике. Но опыт показывает, что, во-первых, изучать отраслевые особенности нужно заранее, и чем раньше, тем лучше. Иначе это придется делать наспех, по ходу проекта, в условиях острой нехватки времени и ресурсов. Во-вторых, к изучению отраслевых вопросов следует подходить планово и осознанно, четко выделяя и структурируя полученные знания. Впоследствии это поможет эффективно ими воспользоваться.
"Делайт 2000" создает и модернизирует диспетчерские пункты с 1997 года.
В нашем портфолио уже более 380 диспетчерских пунктов, расположенных в разных городах по всей России.
Смотреть галерею проектов по диспетчерским
Подтвержденная мировой практикой эффективность такой идеологии работы над проектами, предполагающей учет специфики отрасли и обязательную вовлеченность заказчика (будущего пользователя) в этот процесс на всех его этапах, была заложена в основу международного стандарта ISO 11064-1 или ГОСТ Р ИСО 11064-1 «Эргономическое проектирование центров управления. Принципы проектирования»[1].
Основу отраслевой специфики составляет сам технологический процесс, то есть то, что будет объектом управления для диспетчерского пункта. Это может быть процесс выработки электроэнергии на ГРЭС, переработка нефти на НПЗ, транспортировка природного газа, управление потоками городского автомобильного транспорта и т.д.
Накапливая экспертизу в области создания диспетчерских пунктов, системный интегратор сталкивается с разными отраслями, включая:
- электроэнергетику (генерирующие предприятия, электрические сети, системный оператор);
- телекоммуникации;
- транспорт (автомобильный, железнодорожный, авиационный, морской);
- добычу нефти и газа;
- транспортировку нефти и газа;
- переработку нефти и газа;
- управление производствами с непрерывным технологическим циклом (металлургия, химическая промышленность);
- мониторинг, контроль и управление в финансовой сфере;
- управление системами жизнеобеспечения крупных зданий, комплексов зданий и других объектов;
- городское коммунальное хозяйство (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение и т.п.) и др.
Рис.1. Блочный щит управления Костромской ГРЭС
Подконтрольный технологический процесс в каждой из этих отраслей имеет свою специфику и, конечно, речь не может идти о глубоком изучении всех технологических процессов. Но для эффективного общения с заказчиком следует знать основную суть соответствующего процесса, базовую терминологию, основные контролируемые параметры и критически важные значения этих параметров, а также тенденции и перспективы развития технологий и отраслевой системы диспетчерского управления в обозримом будущем, чтобы иметь возможность учесть их при разработке решений.
Особенности технологического процесса существенно влияют на создаваемый диспетчерский пункт. Например, процесс выработки электроэнергии на ГРЭС четко структурирован, а управление им разбивается на составляющие: сначала идет деление по энергоблокам, а в рамках энергоблока – на управление производством пара (котлом), турбиной и генератором. В соответствии с этим делением строятся технические решения для так называемых блочных щитов управления (БЩУ) ГРЭС (рис. 1). Другой пример – технологический процесс переработки нефти на НПЗ, представляющий собой последовательность из относительно обособленных основных и вспомогательных процессов, таких как: обессоливание нефти, ее первичная атмосферно-вакуумная перегонка, вторичная перегонка бензина и т.д. Эти процессы, а чаще – целые относительно законченные последовательности этих процессов, выполняются с помощью соответствующих технологических установок. Это определяет компоновку соответствующего операторного зала, предполагающую последовательное размещение нескольких групп рабочих мест операторов, которые управляют работой установок и вспомогательными процессами (рис. 2).
Рис. 2. Компоновка операторного зала нефтеперерабатывающего завода
В круг вопросов, определенных отраслевой спецификой, могут также входить:
- отраслевые стандарты, регламенты и устоявшиеся решения;
- программное и аппаратное обеспечение в части АСУ ТП и системы диспетчерского управления;
- действующая в диспетчерской службе техническая политика;
- сложившийся состав диспетчерских смен на разных уровнях, технология их работы и особенности построения коммуникаций;
- существующая в отрасли инфраструктура;
- имеющийся опыт работы диспетчерских пунктов и существенные технические особенности решений, применяемых при их создании;
- географическое расположение диспетчерских пунктов (иногда – в труднодоступных и/или сейсмически опасных районах) и др.
Операторный зал нефтеперерабатывающего завода, проект "Делайт 2000". Читать о проекте
Процесс изучения всех вопросов, относящихся к отраслевой специфике, и их практического применения в общем случае может быть условно разбит на несколько этапов.
1. Предварительное теоретическое изучение общих вопросов. Как правило, этот этап начинается задолго до активной работы над проектами и практически не прекращается никогда. Методы получения знаний могут быть самыми разными: самостоятельное изучение доступных материалов, привлечение экспертов, участие в тематических семинарах и отраслевых выставках, общение с потенциальными заказчиками и посещение действующих объектов внутри страны и за рубежом. Главная цель этого этапа для системного интегратора состоит в том, чтобы погрузиться в отраслевую проблематику. В ходе обмена знаниями заказчики, со своей стороны, также приобретают необходимые им базовые представления в области технологий построения диспетчерских пунктов, а также получают компетентного потенциального подрядчика, способного предлагать адекватные и эффективные решения. Работа на этом этапе кропотлива, а ее оправданность не сразу очевидна, но здесь необходимо набраться терпения, накопить и поддерживать «критическую массу» знаний, достаточную для дальнейшего продвижения.
2. Разработка проектов типовых диспетчерских пунктов одного или нескольких уровней. Данный этап необходим в тех случаях, когда в отрасли создается или модернизируется целая сеть диспетчерских пунктов. Тогда отработку соответствующих технологий и технических решений целесообразно выделить в отдельный вид работ, результатом которого станут типовые проекты диспетчерских пунктов различных уровней, содержащие базовые технические и технологические решения, основные требования к помещениям и смежным разделам (инженерные системы здания, IT-инфраструктура и т.п.). Такие проекты учитывают отраслевую специфику и начинают играть роль отраслевого стандарта, на основе которого можно создавать рабочие проекты реальных объектов. Важным преимуществом выделения этой работы в отдельный этап является возможность однократного согласования основных требований и технических решений со всеми службами заказчика, что впоследствии сэкономит силы, средства и время как системного интегратора, так и заказчика. На данном этапе также целесообразно выполнить необходимые исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Например, для проекта сети диспетчерских пунктов газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», расположенных в сейсмически опасных районах, на данном этапе были созданы и испытаны виброизолирующие конструкции, обеспечивающие сейсмическую защиту оборудования при землетрясениях интенсивностью до 9 баллов по шкале MSK-64.
"Делайт 2000" рекомендует сейсмостойкую диспетчерскую мебель "Атлант":
3. Отработка базовых решений на полигоне (с участием пользователя и смежников). Это важный и полезный этап при создании сети диспетчерских пунктов, позволяющий на практике проверить эффективность разработанных решений, прежде всего в части их сопряжения с технологиями и решениями из смежных областей, особенности которых не были до конца понятны в момент проектирования. Использование полигона может оказаться необходимым в отраслях с аварийноопасным и непрерывным технологическим процессом, не допускающим внедрения в работающую структуру решения, не проверенного в действии на 100%. Полигон также дает возможность доработать предложенные решения, например, заранее создать и отладить программное обеспечение, а также заблаговременно обучить диспетчерский персонал работе с новыми системами и технологиями. При этом остается время проанализировать эффективность решений и, при необходимости, внести соответствующие коррективы.
4. Выполнение пилотного проекта и учет первого опыта использования разработанных решений в действии, внутри работающей отраслевой инфраструктуры диспетчерского управления. На этом этапе происходит окончательная проверка совместимости и удобства разработанных технических решений, при необходимости – их доработка, а также выверка программы-методики приемосдаточных испытаний и решение вопросов, связанных с вводом объекта в действие. С другой стороны, на данном этапе заказчик впервые начинает использовать решение в реальной деятельности, что позволяет увидеть и проанализировать его первую реакцию. А это важно и для учета всех вопросов специфики отрасли.
5. Рабочая реализация, состоящая в адаптации отработанных, проверенных и согласованных с заказчиком и смежниками технических решений к условиям и особенностям конкретного объекта. Основная часть этой работы, как правило, касается приспособления существующих площадей и соответствующей инфраструктуры, выделенных под диспетчерский пункт с учетом определенных ранее требований. Конечно, и на этом этапе не исключаются определенные возможности доработки вопросов, связанных с отраслевой спецификой. Бывает и так, что к моменту практического внедрения отработанного решения появляются какие-то новые, перспективные технологии. Актуальный пример – перевод диспетчерских АРМ на виртуальные машины, связанный с развитием технологий виртуализации, в частности, с появлением многомониторных нулевых клиентов [2].
Важно отметить, что отраслевая специфика может влиять не только на принимаемые технические решения, но и на технологию работы системного интегратора, которая должна подчиняться отраслевым стандартам проектирования и проектного управления, а также системе принятия решений. Работа некоторых отраслей основана на безукоризненном следовании жестким внутренним стандартам и регламентам, без чего невозможно эффективно и безаварийно управлять потенциально опасными процессами. В таких отраслях требования к составу и содержанию разделов технической документации, к составу и технологии работы проектной команды, к предоставляемой отчетности, к сертификации лиц, допускаемых на объект, могут значительно отличаться от общепринятых. К этому необходимо быть готовым, заранее внимательно изучать и прорабатывать эти вопросы.
Центральный диспетчерский пункт Транснефть, проект "Делайт 2000". Читать о проекте
Таким образом, диспетчерский пункт – это больше, чем программно-технический комплекс, предназначенный для мониторинга и управления технологическими процессами. Кроме основной технологической составляющей важно учитывать многие аспекты деятельности диспетчерского пункта, а также организационные вопросы работы над проектом. Все эти аспекты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и существенно зависят от особенностей отрасли. Изучение и учет отраслевой специфики – это своего рода осознанная необходимость, обязательная составляющая компетенций и конкретных работ по созданию и модернизации диспетчерских пунктов. Это также способ повышения эффективности разработки и реализации проекта, а в конечном итоге – важнейший инструмент повышения качества.
Литература
- ГОСТ Р ИСО 11064-1 «Эргономическое проектирование центров управления. Принципы проектирования».
- Уляшкин А.В. Современный диспетчерский пункт. Пределы возможного / Автоматизация в промышленности. 2014. № 3
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: