Ситуационные центры: на пути к единой системе

Издание: PC Week/RE

Автор: Елена Гореткина

13.05.2010

В Москве в восьмой раз прошла ежегодная конференция "Ситуационные центры и информационно-аналитические средства поддержки принятия решений", участники которой ознакомились с опытом использования ситуационных центров (СЦ) в государственном, муниципальном и корпоративном управлении.

В Москве в восьмой раз прошла ежегодная конференция “Ситуационные центры и информационно-аналитические средства поддержки принятия решений”, участники которой ознакомились с опытом использования ситуационных центров (СЦ) в государственном, муниципальном и корпоративном управлении.

Впрочем, речь в основном шла о применении СЦ на государственном уровне. Видимо, это связано с новыми инициативами правительства, направленными на расширение использования ИКТ в управлении страной и системах обеспечения безопасности.

По словам Николая Ильина, начальника Главного управления информационных систем спецсвязи ФСО, за последний год произошел прорыв в использовании ситуационных центров на уровне правительства, ведомств и субъектов РФ. Так, недавно был модернизирован СЦ президента, на полную проектную мощность вышел СЦ правительства, развивается СЦ администрации президента, продолжается внедрение СЦ в министерствах, у глав субъектов РФ и мэров городов. “Но главное в том, что речь уже идет не об отдельных локальных ситуационных центрах, а о работе целой системы. Например, когда рассматривается вопрос в правительстве, к обсуждению подключаются и другие СЦ. Это позволяет выполнять обмен информацией, обеспечивать ее визуальное представление и работать в едином информационном поле”, — пояснил Николай Ильин.

Правда, он признал, что из-за отсутствия четкого определения СЦ некоторые губернаторы ставят пару экранов, подключают компьютер и называют это ситуационным центром. “Я подчеркиваю, что ситуационный центр — это не просто средство отображения информации, в нем главное — информационная надстройка, т. е. информационные ресурсы, аналитические инструменты, технологии визуализации данных, системы принятия коллективных решений и средства обеспечения информационной безопасности”.

Что касается новых государственных программ, то с СЦ связаны две из них. В 2008-м была принята концепция программы “Электронное правительство”, которая, в частности, предусматривает создание и развитие на федеральном и региональном уровнях системы информационно-аналитических центров, обеспечивающих сбор и обработку информации, а также ситуационных центров для ее анализа. А в конце 2009-го вышло постановление о создании государственной автоматизированной информационной системы “Управление” — целого комплекса, включающего центральную, ведомственные ИС и информационные ресурсы для принятия управленческих решений в сфере государственного управления. На создание и ввод этой системы в эксплуатацию отводится три года — она должна заработать уже в 2012-м.

Как объяснил Александр Данчул, заведующий кафедрой “ИТ в управлении” Российской академии государственного управления, эта система, в частности, направлена на информационно-аналитическую поддержку принятия решений в сфере государственного управления и планирования, а также их мониторинга, анализа и контроля исполнения.

Но для создания такого рода информационно-управляющей среды нужны новые принципы построения, упор в которых делается на аналитическую составляющую. Николай Ильин рассказал, что такой подход уже реализуется, и в качестве примеров привел систему управления федеральными и региональными программами, систему анализа и контроля реализации приоритетных национальных проектов и территориально-распределенную систему управления подготовкой к Олимпиаде-2014.

Однако развитие СЦ тормозится рядом проблем. Первая из них — дефицит специалистов. “Важную роль в СЦ играет персонал, — сказал Николай Ильин. — Это не просто ИТ-профессионалы, а люди, которые могут построить сценарий и обеспечить информационную поддержку обсуждаемых вопросов, подключая в нужный момент требуемые информационные ресурсы и подборки данных”. Но, как утверждает Александр Данчул, сейчас половина людей, которые работают в области ИТ, не имеют профильного образования, а специалистов по ситуационным центрам наши вузы вообще не готовят.

Вторая проблема связана с взаимодействием региональных и муниципальных СЦ. Ведь сейчас речь идет о создании целой системы СЦ, но ее невозможно построить без единых регламентов работы с информацией и общих форматов передачи данных. Судя по выступлениям на конференции, эти вопросы еще далеки от разрешения.

Так, Сергей Ревин, первый заместитель начальника управления связи и автоматизированного управления войсками главного штаба внутренних войск МВД России, считает, что для межведомственного взаимодействия необходима нормативно-правовая база, которая должна включать распоряжения и положения для совместной работы администраторов и операторов СЦ, а также организационная основа для взаимодействия руководителей. Ведь они имеют дело с информацией разного уровня секретности, поэтому важно установить, кто должен инициировать обмен данными, регистрировать этот процесс и управлять им.

Он предложил создать сервисную шину, способную объединить интеллектуальные возможности всех СЦ, и построить своего рода ситуационный метацентр, который обеспечит взаимодействие всех СЦ органов государственной власти. Кроме того, нужно разработать форматы обмена данными разных типов: текст, презентации, графика, анимация, видео и т. д. И наконец, необходима организация, которая возглавит процесс взаимодействия СЦ. По словам Сергея Ревина, такой подход позволит построить единое информационное пространство.

Это мнение разделяет Александр Сидчихин, генеральный директор компании “АР Технологические Исследования”, который считает, что для создания системы СЦ необходимы единые правила подготовки и хранения контента, общий алгоритм показа видеомоделей, интеграция программ подготовки и визуализации информации с информационно-аналитическими системами и программно-аппаратными комплексами верхнего уровня, а также унификация алгоритмов работы систем управления СЦ и средств информационной безопасности. “Эти правила очевидны, но почти нигде не реализуются, что затрудняет взаимодействие между СЦ, — посетовал он. — Но уже есть положительные примеры: в частности, в процессе сотрудничества России и НАТО по противодействию терроризму удалось наладить совместную работу ситуационных центров”.

Кроме того, он уверен, что для создания единой системы СЦ необходима законодательная база — ведь министерства и ведомства неохотно предоставляют внешним органам доступ к своей информации, поскольку им это не всегда бывает выгодно. Решить эту проблему можно только законодательным путем.

Но несмотря на ряд нерешенных проблем, внедрение СЦ идет полным ходом. И многие доклады были посвящены практическим вопросам их реализации.

Как рассказала Елена Новикова, генеральный директор компании “Полимедиа”, перед созданием СЦ очень важно провести аналитическое обследование, чтобы определить его место в органах региональной власти, обязанности сотрудников, регламенты взаимодействия с федеральными органами, существующие в регионе информационные системы и другую специфику. Затем следует построить концепцию СЦ, уделив особое внимание обеспечению информационной безопасности. Такой подход недавно был использован при создании СЦ губернатора Сахалинской области, который предназначен для мониторинга жизнеобеспечения региона, управления природными ресурсами, прогнозами и отслеживания чрезвычайных ситуаций.

Ситуационные центры развиваются не только количественно, но и качественно. Ведь технологии не стоят на месте. Так, если раньше СЦ представляли собой соединение средств поддержки управленческих решений и визуализации информации, то теперь появилась третья составляющая — телекоммуникационная. По словам Николая Ильина, сейчас в СЦ органов государственной власти активно применяется видеоконференцсвязь. Для нашей страны эта технология особенно эффективна, поскольку с ее помощью можно в одной комнате виртуально собрать министров и губернаторов со всей страны, обсудить любые вопросы и принять управленческие решения.

Следующим шагом станут системы телеприсутствия, которые предусматривают использование широкополосной связи и больших экранов, показывающих людей в полный рост. По словам Николая Ильина, такой подход планируется применить при создании информационной системы Таможенного союза.

Новые технологии помогают решать и экономические проблемы. Как рассказала Анна Зуева, директор компании “Делайт 2000”, у регионов есть желание внедрять СЦ, но нет денег. В качестве оптимального варианта она предложила использовать ультратонкие видеокубы Planar Margay и ультратонкие дисплеи Planar Matrix, позволяющие сэкономить площадь СЦ и сократить стоимость решения.

наверх

Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна