Гибридный формат обучения предполагает проведение занятий одновременно для студентов, находящихся в аудитории, и студентов, подключающихся удаленно. Для этого преподаватель должен иметь технические возможности организовать работу во время занятий таким образом, чтобы любой студент вне зависимости от места его нахождения мог принимать активное участие в обсуждении, выполнять задания, работать в группах, отвечать у доски. Именно для этого создаются специальные аудитории, которые так и называются – гибридными.
Вопрос о создании гибридных аудиторий впервые встал после пандемии, когда часть студентов уже могла присутствовать на занятиях в вузах, а другая еще вынуждена была учиться из дома. Готовых предложений на рынке ИТ на тот момент не было и каждый вуз искал решение самостоятельно. Проще всего было организовать гибридный формат для лекций, когда преподаватель читает свой материал, а студенты просто слушают его. Совсем другой подход требовался для проведения семинаров, практических и лабораторных работ, когда от студентов требовалось активное, а не пассивное участие.
Одна из самых распространенных форм организации совместной работы студентов во время учебных занятий – работа в группах. При традиционном формате обучения преподаватели очень часто применяют ее в своей практике, но как только вузы вынуждены были перейти сначала на дистанционное, а затем на гибридное обучение, работа в группах практически свелась на нет. Причина очень простая – никто не знал, как ее реализовать с технической точки зрения.
В этот момент вузы стали обращаться за помощью к системным интеграторам. В 2022 году появились первые решения в этом направлении, например, наша совместная с МГПУ разработка – "Гибридная аудитория CONFERA ClassRoom". Инженеры "Делайт 2000" вместе с преподавателями и методистами МГПУ прорабатывали различные сценарии работы в гибридной аудитории, учитывая возможности всех участников процесса – преподавателя, студентов в аудитории и удаленных студентов. Важно было создать единое бесшовное образовательное пространство, в котором как онлайн, так и офлайн-студенты имели бы одинаковые возможности, одинаковый доступ к образовательному контенту.
Мы пришли к выводу, что, используя такой сценарий, как работа в группах, преподаватель должен хорошо видеть и слышать всех студентов, демонстрировать свои материалы на большом экране в аудитории, делить студентов на группы и контролировать ход выполнения заданий в этих группах, "заходя" в любую из них, видеть материалы, которые демонстрируют студенты во время своих ответов.
При этом студенты в аудитории должны хорошо видеть и слышать все, что происходит в аудитории, а также своих удаленных однокурсников, работать с другими студентами в группах, демонстрировать всем результаты своей работы, видеть материалы преподавателя или других студентов на большом экране.
Каждый удаленный студент должен хорошо видеть и слышать все, что происходит в аудитории, и других удаленных студентов, работать в группе с другими студентами, демонстрировать всем результаты своей работы, хорошо видеть материалы преподавателя и других студентов на экране своего ПК.
Работа в группах при гибридном формате обучения: возможности участников учебного процесса
Самый сложный вопрос заключался в том, какими должны быть группы? В аудитории свои, а у удаленных студентов свои? Или они должны быть смешанными? Мы рассмотрели возможности и риски для каждого варианта.
Оказалось, что организовать работу в группах удаленных студентов с технической точки зрения вполне возможно. И в нашем проекте она была реализована на базе функционала программного обеспечения MS Teams. Мы использовали такой инструмент, как виртуальные переговорные комнаты, которые создает преподаватель и "помещает туда" удаленных студентов. Получается изолированное виртуальное пространство, где группа студентов может общаться, выполнять совместно задания, работать с контентом, а преподаватель может в любой момент "зайти" в него и проверить, как идет выполнение заданий.
Интерфейс виртуальной переговорной комнаты MS Teams
Таких комнат для совместной работы студентов преподаватель может создать несколько, по очереди "заходя" в них, чтобы контролировать работу. Студенты, находясь в таких комнатах, в любой момент могут сами обратиться к преподавателю за помощью или сообщить о завершении работы.
Перед тем, как предложить МГПУ такое решение, мы предварительно тестировали виртуальные комнаты на сотрудниках "Делайт 2000", а затем подготовили подробные пошаговые инструкции для преподавателей, чтобы им было проще научиться пользоваться новым техническим комплексом.
Конечно, в данном случае работа в группах привязана к функционалу конкретного программного обеспечения, который используется вузом для онлайн-конференций. Но тут стоит отметить, что наша "Гибридная аудитория CONFERA ClassRoom" универсальна, и может быть адаптирована к различным сервисам видеоконференций.
Другой вариант, когда в одну группу включаются как студенты в аудитории, так и удаленные пользователи, мы тоже рассматривали на первоначальном этапе, но не стали реализовывать по нескольким причинам.
Для работы в гибридном формате каждую группу студентов в аудитории необходимо обеспечить своими средствами отображения информации и желательно большими ЖК-панелями, на которых удобно будет работать с контентом сразу нескольким людям. Плюс нужен дополнительный экран, на котором будет видно удаленных коллег. Плюс видеокамера, плюс микрофон, плюс звук для каждой группы. Чем больше групп, тем больше оборудования должно быть установлено в аудитории. Под наш пилотный проект были выделены две небольшие семинарские аудитории, в которых достаточно проблематично было бы установить несколько комплектов оборудования. К тому же, чем больше оборудования, тем острее стоит вопрос о его вандалоустойчивости, все-таки пользоваться им будут студенты.
Во-вторых, все это дополнительное оборудование существенно бы увеличило бюджет проекта, а перед нами стояла задача разработать решение, по стоимости доступное российским вузам.
И, в-третьих, необходимо думать о комфорте непосредственных пользователей – чтобы им было все хорошо не только видно, но и слышно. А как сделать так, чтобы во время работы удаленные студенты слышали только тех, кто работает с ними в одной группе, а не всех находящихся в данный момент в аудитории? За небольшие деньги и в небольших помещениях это практически невозможно.
Гибридная аудитория, слайд из презентации ВШМ СПбГУ на конференции "Современная цифровая дидактика"
Похожая задача создания гибридной аудитории для работы смешанных групп была решена в кампусе "Михайловская дача" Высшей школы менеджмента СПбГУ. Решить проблему с шумом из аудитории им удалось лишь частично – удаленные пользователи все равно слышат, как между собой общаются их коллеги из других групп. Коллеги из Высшей школы менеджмента утверждают, при активном общении фоновый шум не мешает, однако в мы в своем проекте тщательно боролись со снижением уровня шума, мешающего восприятию для удаленной стороны.
Организация работы в группах при гибридном формате обучения требует существенной технической проработки и ее успех, как и успех любого проекта, будет зависеть от степени заинтересованности и возможностей заказчиков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: