Мультимедийный комплекс: многообразие решений для музея

12.10.2021

Мультимедийные комплексы в музеях используются для более активного вовлечения, погружения посетителей в представляемую тематику. Эта задача может решаться самыми разными средствами, включая сопровождение экспозиции интересным и впечатляющим видео- и аудиорядом, окружающим посетителя со всех сторон, погружающим его в виртуальную среду, соответствующую тематике музея.

Мультимедийная музейная экспозиция в НИТУ МИСиС, проект Делайт 2000Мультимедийная музейная экспозиция в НИТУ МИСиС, проект Делайт 2000

Инновации в музеях: актуальные тенденции

Мультимедийный комплекс в современном музее - не роскошь, а необходимость. Существует множество решгений, которые позволяют сделать для посетителя поход в музей незабываемым, наполнить его новыми впечатлениями. Вот некоторые из них:

Иммерсивное пространство – комната, в которой изображения транслируется на 360 градусов, со всех сторон окружая человека. Изображение на потолке и на полу, который может быть интерактивным – наступите на бабочку, и все в окружающем мире изменится. Классическим примером может служить выставка Ван-Гога в центре цифрового искусства.

В Еврейском музее и центре толерантности пошли еще дальше: фильм «Путешествие в прошлое» показывают в 4D-кинотеатре, где кресла двигаются вместе с сюжетом, а зрители смотрят сюжет с помощью очков виртуальной реальности.

Внимание привлекают 3D-макеты городов и предприятий, которые на глазах у зрителей проживают целый день: с утра до вечера (для этого используется технология мэппинга, созданная направленными на макет проекторами).

Интерактивные столы с распознаванием объектов, которые на них ставят, и помогающие узнать об этом объекте больше с помощью текста, графики и фотографий.

Различные голограммы: трехмерные голограммы объектов и возникающие из ниоткуда герои прошлых лет.

Быстро развиваются возможности по интерактивному взаимодействию посетителей с экспозицией, использованию личных мобильных устройств для этого взаимодействия. Мобильное устройство посетителя (Bring Your Own Device - BYOD) может как принимать контент, так и служить одним из средств общения с “умной” экспозицией. Иногда практикуется обыгрывание посещения в формате квеста, в результате которого посетитель находит ответы на какие-то вопросы, узнает что-нибудь новое по теме экспозиции или даже о себе. Например, в одном из проектов, где мы принимаем участие, экспозиция построена в виде нескольких уровней, как в какой-нибудь компьютерной игре. Чтобы перейти на следующий уровень, посетитель должен пообщаться с интерактивной системой и ответить на ее вопросы. Перейти на следующий уровень можно только правильно ответив и никак иначе.

Также, как и в сфере digital signage для ритейл, в музеях появляются новые возможности, которые дают современные технологии, становясь всё более “умными”. Например, элементы искусственного интеллекта позволяют распознавать пол, возраст и настроение посетителя. В зависимости от этой информации можно предугадать его интересы и организовать более адресное предоставление информации.

Мосводоканал Музей воды: мультимедийный комплексАО «Мосводоканал» Музей воды: мультимедийный комплекс

Умные системы обеспечивают сегодня и более быструю реализацию сложных технических решений на технологическом уровне. Например, система автоматической сшивки панорамных и купольных проекций существенно ускоряет реализацию таких систем и автоматически подстраивает сшивку, если она вдруг разойдется в процессе эксплуатации. Или, ещё пример: трекинговые системы, обеспечивающие работу в виртуальной реальности, переходят от дорогостоящих специализированных решений к решениям на базе обычных видеокамер, распознающих человека и частей тела (рук, головы) и вычисляющих соответствующие пространственные координаты, которые используются для взаимодействия с виртуальным контентом.

Вообще, создание современного и действительно интересного музея сродни съемке кинофильма. Здесь есть автор идеи, который владеет темой экспозиции и умеет наполнять ее различными смыслами. Есть режиссер, который выстраивает процесс посещения музея во всех его вариантах и нюансах, конструируя чувства и эмоции посетителя. Специалисты по спецэффектам мультимедийному оборудованию находят оптимальное решение мультимедийных задач и воплощают их в жизнь. Конечно, ещё есть стройка, инженерные системы, системы безопасности и т.д. Задача создания современной мультимедийной экспозиции превратилась сегодня в серьёзнейший проект, который, к тому же, оказывается на стыке современных технологий и искусства. А раз так, появляются и продукты, обеспечивающие техническую реализацию подобного подхода. Например, мы используем продукты шведской компании Pixilab, которые можно отнести к классу продуктов, позволяющих реализовать комплексное музейное решение, включая обеспечение музейной режиссуры.

Важная задача современных музеев – увлечь зрителя интересным контентом и подтолкнуть к интерактивной деятельности. Ведь мы запоминаем 20% услышанного, 50% услышанного и увиденного, и более 80%, если нам пришлось что-то сделать. Если запомним, значит, велика вероятность, что мы если не придем сюда еще раз, то с удовольствием расскажем друзьям и знакомым, как было интересно.

НИТУ МИСиС: Мультимедийная музейная экспозицияНИТУ МИСиС: Мультимедийная музейная экспозиция

Влияние пандемии коронавируса на развитие рынка

Столкнувшись с пандемией музеи стали активнее реализовывать такие проекты, как виртуальные туры и тематические лекции по сети. Это породило спрос на соответствующие решения, обеспечивающие такие возможности. Например, внутри музея может быть создана мини-студия, позволяющая реализовывать интернет-проекты на качественном уровне. Такая студия позволит готовить материалы под разные устройства просмотра, реализовать многооконность, чередование съемки с разных ракурсов, вывод ведущего на фоне контента или даже внутри виртуальной среды и т.п.

В Государственном музее А.С Пушкина в марте 2020 года ежедневные убытки составляли около 2 млн рублей (порядка 14 миллионов рублей в неделю). В то же время Государственная Третьяковская галерея еженедельно не дополучала более чем 18,9 миллионов рублей.

Все эти цифры довольно печальны. Наши ведущие российские музеи во многом зависят и от международных связей, но в Европе музеям приходится также несладко. Так, например, потери голландского художественного музея Ре́йксмюсеум (Амстердам), достигают 600 тысяч евро в неделю (что по нынешнему курсу составляет около 54 миллионов рублей). Что и говорить о небольших региональных музеях!

Примеры использования технологии в России и за рубежом

Московский музей современного искусства проводит онлайн-трансляции с возможностью задать вопросы и получить ответы, серию мастер-классов в прямом эфире, короткие экскурсии по реперным точкам существующей экспозиции, прямые видеоконференции из мастерских художников.

Многие европейские музеи обратили свое внимание на школы и школьников. Национальный музей Уэльса организовали конкурс Minecraft your Museum, совместно с Hwb, цифровой платформой для обучения и преподавания в Уэльсе. Детей просили создать свой идеальный музей с помощью игрового программного обеспечения Minecraft. Ребята выступили как цифровые архитекторы, кураторы и менеджеры музеев в одном лице: продумали все, что может понадобиться посетителю, от кафе до игровых площадок, шоу и, конечно же, туалетов.

Музей истории ГУЛАГа: Мультимедийный комплексМузей истории ГУЛАГа: Мультимедийный комплекс

Крупнейшие производители мультимедийного оборудования начинают предлагать комплексные решения специально для музеев. Так, китайская компания BOE (Beijing Oriental Electronics), известная как производитель дисплеев и матриц для них, начала предлагать интеграционные платформы, позволяющие создавать комплексные проекты на базе собственных продуктов. Пример такой платформы - Smart Museum, которая включает в себя решения по съемке плоских и 3D-сканированию объемных экспонатов, облачную платформу, позволяющую создать соответствующие 3D-модели и интерактивные презентации, а также, самые разнообразные интерактивные и обычные дисплеи для представления контента посетителям экспозиций.

Визуализация платформы Smart Museum от компании BOEВизуализация платформы Smart Museum от компании BOE

Каковы перспективы рынка?

Несомненно, короновирус подтолкнул движение в сторону digital, который позволяет сократить дистанцию со зрителем. Музеи выкладывают видеоэкскурсии и лекции, некоторые из них делают виртуальные панорамы выставок.

Качественные оцифровка коллекции и экспозиционная съемка, облачное хранение данных и архивы, к которым есть доступ у сотрудников в удаленном режиме, — вот что надо активно сегодня развивать музеям.

Несомненно, что после окончания эпидемии станет больше онлайн-проектов. Музеи сразу будут планировать выставки не только в привычном, но в виртуальном пространстве, что позволит им создавать богатые онлайн-фонды выставочных экспозиций.

Многие выставки организуются на спонсорские деньги, так как бюджетных денег явно не хватает. Сейчас, когда почти все страны переживают экономический кризис, вполне вероятна ситуация, что в первую очередь страны будут восстанавливать промышленность, а музеи отойдут на второй план. В России с благотворительностью все еще хуже: согласно ежегодному рейтингу международной некоммерческой организации CAF — World Giving Index, Россия находится в самой последней десятке.

Длительное нахождение людей в изоляции травматично, оно может существенно изменить модель поведения. Сохранение ментальной социальной дистанции потребует усиленной борьбы музейных работников за аудиторию, а попытки сохранить физическую дистанцию ограничат «пропускную способность» объектов культуры. Эту задачу не решить увеличением цен, - такая мера может отпугнуть зрителей. Значит, придется искать новые формы и новые способы привлечения аудитории в храмы искусства.

Что касается перспектив рынка, то ближайшие перспективы оценивать сложно, учитывая текущую ситуацию. Конечно, музеи ведь не относятся, скажем так, к объектам первой необходимости. Несмотря на это, в нынешнем году компании «Делайт 2000» удалось поработать сразу с двумя музейными проектами.

Один из них – мемориал Великой Отечественной Войны для НИТУ «МИСИС». Проект включал в себя реализацию панорамной проекционной системы с автоматической сшивкой, системы звукового обеспечения и управления выводом контента.

Второй проект находится еще в стадии реализации. Это большой проект, совершенно новый музей, который откроет свои двери предположительно в марте следующего года.

Наши реализованные проекты




наверх

Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна