Как защитить персонал диспетчерского пункта в период эпидемии? Уровень повышенной безопасности

Издание: КОРПОРАТИВНОЕ ИЗДАНИЕ "РЕШЕНИЯ"

18.11.2020

С введением режима самоизоляции клиенты «Делайт 2000» дружно перевели своих офисных сотрудников на удаленную работу. Однако диспетчерский и операторский персонал, несмотря на опасность заразиться коронавирусом, вынужден был продолжать работу в штатном режиме. Мы провели опрос наших клиентов, задав им два простых вопроса: какие меры необходимо принять для безопасной работы центров управления и можно ли было предусмотреть их заранее?

Как защитить персонал диспетчерского пункта в период эпидемии

Диспетчеры и операторы не могут в один день перейти на удаленную работу из дома, как это сделали в марте их офисные коллеги. Работа по обеспечению контроля и управления производственными процессами предприятий ведется в круглосуточном режиме. В случае заболевания даже одного сотрудника, из производственного процесса придется вывести всю диспетчерскую смену — отправить ее на самоизоляцию. А в больших центрах управления это могут быть и пять, и десять человек. Остаться без специалистов на длительное время — чрезвычайно критично для работы предприятия в целом.

Многие наши клиенты в нефтегазовой отрасли относятся к системообразующим предприятиям и вынуждены продолжать работу вне зависимости от уровня распространения коронавирусной инфекции. Вся страна внезапно оказалась в непростой ситуации, кто-то ограничился организационными и санитарными мерами, а кому-то пришлось всерьез задуматься о глобальной модернизации диспетчерского пункта на случай нового витка эпидемии.

В случае заболевания одного сотрудника изолировать придется всю диспетчерскую смену

В самом выгодном положении оказались компании, у которых есть резервные диспетчерские пункты или тренажеры. Например, один из наших клиентов разделил каждую диспетчерскую смену на две группы. Первая продолжала работать на обычном месте, а вторая перешла на работу в резервный пункт. Теперь в случае заболевания одного из сотрудников компания потеряет меньшее количество работоспособных диспетчеров.

Как никогда востребованными оказались и ситуационные пункты, расположенные в непосредственной близости от диспетчерского зала. Первоначально такой функционал создавался для того, чтобы эксперты, находясь в ситуационном центре, могли контролировать работу диспетчеров и видеть все данные, выводимые на видеостену. Оказалось, что такой вариант прекрасно подходит для организации бесконтактной передачи смены. Диспетчеры заканчивают работу на своих местах, а новая смена находится в ситуационном центре и может наблюдать данные на большом экране. Первая смена выходит из зала, а новая заходит туда только после санитарной обработки помещения. Таким образом, люди из разных смен не пересекаются.

Исключить контакты специалистов из разных смен помогает и наличие разных входов в диспетчерский зал: старая смена покидает зал через один вход, а новая заходит через другой. Кроме того, наличие отдельного входа в помещение диспетчерского пункта позволяет исключить контакты с персоналом из других подразделений.

Штаб-квартира ПАО «Транснефть» располагается в небоскребе «Эволюция». Здесь для диспетчеров ЦДП выделили даже отдельный лифт. Чтобы у сотрудников не было необходимости покидать диспетчерский пункт в рабочее время, для них организовали бесконтактную доставку питания. Кроме того, в каждой смене выбрали по одному человеку, который работал удаленно. В случае необходимости из таких удаленных сотрудников можно было сформировать полноценную диспетчерскую смену и заменить заболевших.

Работая над проектами по созданию или модернизации для ряда наших клиентов, мы предусмотрели развертывание целых комплексов помещений. Кроме диспетчерского зала и ситуационного центра, они включают комнату приема пищи, зону отдыха, санузлы и раздевалки. Такие условия позволяют диспетчерам работать, не покидая центр управления в течение всей многочасовой смены.

Некоторым нашим клиентам в связи с активным распространением эпидемии пришлось рассматривать самые критические сценарии развития событий — вплоть до полной изоляции сотрудников внутри диспетчерского пункта. Безусловно, такой вариант заслуживает проработки, в новых проектах необходимо предусмотреть возможности для отдыха и полноценного сна не только для одного-двух человек, но и для целой смены.

Очевидно, что в будущем при создании центров управления заказчики больше внимания будут уделять планировке помещений. При проектировании рабочих мест необходимо учитывать такие факторы, как простота уборки и устойчивость отделочных материалов диспетчерских пультов к обработке антибактериальными средствами. Кроме того, следует избавляться от ненужных поверхностей, способных накапливать пыль. Наряду с этим будут востребованы решения, позволяющие минимизировать распространение вирусных инфекций среди сидящих рядом людей, — например, системы прозрачных перегородок. Не лишним будет предусмотреть и места хранения средств личной гигиены на рабочих местах диспетчеров.

Как защитить персонал диспетчерского пункта в период эпидемии

Теперь посмотрим, как технические решения могут помочь в организации безопасных условий работы диспетчеров.

Во время эпидемии существенно возросла роль видеосвязи. Ее стали активно использовать и для процедуры передачи смены: сотрудники находятся в разных помещениях, но во время видеоконференций общаются друг с другом и показывают коллегам информацию со своих рабочих столов. Кроме того, в период самоизоляции видео стали чаще использовать и для переговоров с руководством и коллегами из других подразделений, в том числе и работающими удаленно.

Большинство компаний свели к минимуму бумажный документооборот, и на первый план выходят безбумажные технологии. Тем не менее пока сохраняется необходимость подписывать документы вручную. Одним из вариантов решения проблемы может стать использование электронного планшета со стилусом: сотрудник просматривает документ в электронном виде и ставит свою подпись прямо на экране планшета.

А что же делать с гарнитурами, клавиатурами и мышками? Обрабатывать их дезинфицирующими средствами небезопасно: попадание жидкостей внутрь может привести к неисправности. Необходимость соблюдения санитарных требований приводит к тому, что каждому человеку теперь требуется индивидуальный комплект таких устройств. Поэтому при проектировании рабочего места диспетчера следует продумать вариант их простого и удобного подключения, чтобы каждый сотрудник мог самостоятельно отключить или подключить свою гарнитуру или мышь. Что касается клавиатуры, то тут можно использовать решения со сменными вкладками — сам корпус отключать не нужно, достаточно будет заменить блок клавиш.

Бесспорно, в перспективе возрастет интерес и к системам голосового управления, которые позволят диспетчерам во время работы гораздо меньше использовать традиционные средства управления.

К полезным техническим решениям также можно отнести системы бесконтактного измерения температуры. Они постоянно совершенствуются, и уже есть модификации, которые позволяют встроить функцию измерения температуры в систему контроля и управления доступом. Более того, камеры распознавания лиц могут определить по внешнему виду признаки плохого самочувствия человека. Такие устройства могут быть установлены на входе не только в здание, но и в диспетчерский зал: заходя туда, человек должен будет пройти процедуру идентификации и измерения температуры. Это позволит гораздо оперативнее выявлять признаки болезни (например, если они проявились уже во время рабочей смены).

Все предприятия теперь уделяют большое внимание санитарно-гигиеническим мерам и, в частности, использованию индивидуальных средств защиты: медицинских масок, респираторов, перчаток. Гораздо чаще стали использовать дезинфекторы воздуха, более регулярно менять фильтры систем кондиционирования. Сегодня в центрах управления рекомендуют устанавливать специальные системы вентиляции, разработанные для медицинских учреждений. Фильтры таких систем существенно снижают возможность проникновения вирусов в помещение по воздуху.

Как видим, обеспечить безопасные условия для работы диспетчеров во время активного распространения эпидемий — вполне решаемая задача. Но для этого еще на этапе проектирования будущего центра управления следует предусмотреть и тщательно проработать варианты внедрения необходимых технических решений, как это делает «Делайт 2000», руководствуясь в своей работе ГОСТ ИСО 11064 «Эргономическое проектирование центров управления». Практика показывает, что в случае новой угрозы все эти затраты окупятся с лихвой, поскольку удастся существенно сократить время перевода диспетчерских пунктов в режим повышенной безопасности.

Как защитить персонал диспетчерского пункта в период эпидемии
наверх

Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна