Еще в мае прошлого года казалось, вот закончится эта пандемия и мы все дружно вернемся в офисы и будем работать как раньше. Но ситуация с коронавирусом затянулась, многие компании до сих пор не вернулись на обычный формат работы, оставив на удаленке если не всех, то большую часть своих сотрудников.
Судя по количеству зарегистрированных компаний на конференции "Гибридный офис: люди, пространство, технологии", тема эта волнует многих: государственные организации, банки, консалтинг, ретейл, IT-компании и многих, многих других.
А тем временем эти самые сотрудники вполне привыкли к своим новым рабочим местам, обустроили их, а заодно изменили свой распорядок дня, привычки и даже какие-то бытовые аспекты. «Акклиматизировались». По данным опроса Исследовательского центра портала SuperJob.ru, 71% офисных работников, служебная деятельность которых допускает дистанционный формат, предпочитают иметь рабочее место у себя дома (данные на ноябрь 2020 года).
Boston Consulting Group в своем отчете указывает, что руководители компаний ожидают, что после пандемии 65% работников будут совмещать работу дома и в офисе, а 18% будут полностью работать удаленно (данные на октябрь 2020 года).
Чем же хороша работа дома?
Исследования FinancesOnline говорят о следующих плюсах удаленной работы, все они понятны и вполне актуальны сегодня:
- оптимальный баланс между работой и личной жизнью (75%);
- снижение стресса (57%);
- реже нужно отпрашиваться на работе по личным вопросам (56%);
- повышение морального духа (54%);
- более редкое отсутствие на работе из-за болезни (50%);
- более высокая продуктивность из-за меньшего количества отвлекающих факторов (75%);
- возможность работать во внерабочее время (при условии гибкого графика).
Посмотрим, а что в России? По данным майского исследования JLL большинство опрошенных позитивно оценивали опыт работы из дома. В числе основных плюсов такой работы респонденты называют экономию времени на дорогу до работы (83%), гибкую организацию рабочего времени (57%), оптимальный баланс между работой и личной жизнью (33%).
Ко всему этому необходимо прибавить прямые выгоды: сотрудники не тратят время и средства на поездки в офис и обратно, на парковку около офиса, им не нужно покупать более дорогую офисную одежду и обувь, а женщинам удается еще экономить и на косметике, да и домашние обеды оказываются дешевле, чем в столовых или кафе. Арендующие жилье в крупных городах могут сократить расходы, переехав в более дешевое жилье на окраине или за городом. Кроме этого, люди стали меньше тратить денег, делая покупки в магазинах по пути домой. Есть даже такие, кто считает, что работа дома безопаснее – и правда, сложно попасть в аварию, не выходя из дома. Ну и в эпоху ковида существенно снижается риск заразиться.
Правда, если верить данным опроса, проведенного сервисом "Mail.ru для бизнеса" более 40% участников опроса (сотрудников российских компаний), считают, что работодатель должен доплачивать за работу из дома. По их словам, компании должны компенсировать расходы на интернет и предоставлять оборудование (по 60%), сотовую связь (54%) и коммунальные услуги (23%).
Удаленные работники в США экономят до 7000 долларов в год на транспорте, еде, одежде и уходе за детьми, если им разрешено работать из дома хотя бы половину времени. Они также получают эквивалент 2-3 недель свободного времени в год, избегая поездок на работу.
Плюсы для организации
Опросы работодателей показывает, что они тоже видят пользу от удаленной работы своих сотрудников. Во-первых, производительность сотрудников действительно возрастает. Во-вторых, снижаются расходы на аренду и содержание офиса (электроэнергия, покупка оборудования, канцелярских товаров и расходных материалов). В-третьих, повышается лояльность сотрудников и снижается текучесть кадров.
Профессор Стэнфордской высшей школы бизнеса Николас Блум (Nicholas Bloom) считает, что требование присутствия сотрудников в офисе является устаревшей традицией, возникшей во время промышленной революции. Такая негибкость игнорирует современные методы коммуникации и длительные поездки на работу и фактически наносит ущерб компаниям и сотрудникам. Еще в 2017 году он показал, что увольнения в компании снизились на 50%, когда сотрудникам разрешили работать из дома.
Ученые Стэнфордского университета в течение двух лет сравнивали производительность 500 сотрудников, которые работают в офисе и тех, кто работает из дома, тех, кто работает из офиса, с теми, кто сидит на дому. Оказалось, что продуктивность работающих удаленно возрастает на 13%. PwC в конце 2020 года провела опрос руководителей американских компаний с годовой выручкой более 1 миллиарда долларов США и выяснила, что 52% руководителей считают, что производительность у работающих на дому выросла, в то время как в июне 2020 года так считало только 44% процента. Любопытно, что от удаленной работы есть польза еще и для окружающей среды. Люди меньше пользуются общественным транспортом, реже ездят на личных автомобилях, что благоприятно сказывается на качестве воздуха.
А нужны ли офисы?
Но есть и обратная сторона медали. Что делать тем компаниям, которым необходимо присутствие сотрудников в офисе и их командная работа? К тому же есть люди, которые продуктивны только при работе в команде. Работая дома, они испытывают стресс из-за одиночества и удалённости от коллектива, им важно постоянное получение обратной связи от коллег и руководства. Кстати, одиночество и трудности в сотрудничестве занимают первое место (по 20%) как главная проблема удаленной работы (по данным отчета Buffer).
Еще 2013 году Ричард Брэнсон, один из самых богатых жителей Великобритании, сказал: «Однажды офисы уйдут в прошлое».
И вроде пандемия приблизила этот момент. Все разом оказались на удаленке, многие действительно повысили свою производительность. Во многом заслуга этого – так называемого отношенческого капитала, накопленного сотрудниками в доковидное время. Они раньше уже работали в команде, хорошо знают свои обязанности и отвечают за свою часть в совместных проектах, и теперь легко коммуницируют друг с другом посредством уже не личного общения, а технологий. Намного труднее тем, кто только сейчас вливается в команду, и в разы труднее тем, кто попадает в команду, которая создается с нуля. Никакие чаты, телефонные созвоны или видеосвязь не заменит личного общения.
Несколько лет назад IBM проводила исследование по взаимодействию офисных сотрудников. Оно показало, что 80 % всех реализуемых идей для компании формируется в результате живого взаимодействия между коллегами.
Есть немало исследований про виртуальные команды – когда люди очень успешно работают над общими проектами, находясь на расстоянии друг от друга, иногда даже не зная, как выглядят их коллеги.
Но не будем забывать, что у сотрудников, которые никогда не встречаются лично, чаще возникают проблемы со взаимопониманием, а это очень важно для создания комфортной обстановки внутри коллектива, а значит и для повышения эффективности такой рабочей группы.
В связи с этим у компаний, которым важна эффективная совместная работа сотрудников, работающих удаленно, появляется серьезная задача. Необходимо обеспечить им комфортные условия для офлайн-встреч. Например, для обмена идеями, мозговых штурмов, продвижения креативных идей. А значит, полностью отказаться от офисов не получится.
В апреле и октябре 2020 года Superjob.ru проводил опросы по поводу желания людей работать удаленно, оказалось, что в октябре желающих работать дома выросло почти вдвое — 37% против 19%.
В ближайшем будущем мы будем наблюдать трансформацию офисных пространств. Некоторые рабочие места в них действительно исчезнут, но востребованными окажутся помещения и зоны для совместной работы. Сотрудники, работающие основную часть времени удаленно, смогут приезжать в офис для проведения совещаний, например, 1 – 2 раза в неделю.
В 2019 году примерно 49% организаций использовало комбинацию виртуальной и офисной работы, ожидается, что в будущем процент таких компаний будет расти.
ИТ-гигант Google одним из первых объявил в декабре 2020 года, что возвращение в офис, намеченное на сентябрь 2021 года, предполагает, что сотрудники будут работать не менее трех дней в неделю на месте, а остальное время удаленно. По данным исследования PwC, 68% руководителей считают, что для поддержания корпоративной культуры сотрудники должны посещать офис не меньше трех дней в неделю, но более половины (55%) работников предпочитают продолжать работать удаленно по крайней мере три дня в неделю.
Многие компании, работающие в России, почувствовали повышение эффективности во время работы сотрудников на удаленке и всерьез рассматривают гибридный вариант работы. О своем решении еще летом 2020 года заявили AliExpress Россия, "Магнит", Metro, "М.Видео-Эльдорадо", X5 Retail Group, "Билайн", HeadHunter. Этот список постоянно пополняется, гибридный формат рассматривают теперь «Авито», Московский Кредитный Банк (МКБ), транспортная компания «Байкал-Сервис», юридическая фирма «Стратегия», онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру», продуктовая IT-компания «Инфомаксимум», группа компаний SRG Webinar Group и многие другие компании.
Все говорит о том, что гибридному офису быть. Но перед работодателями стоит серьезная задача, как сделать этот переход максимально эффективным и для сотрудников, и для бизнеса. Новый формат работы потребует не только перемен в управлении персоналом, но и изменений планировочных решений, новой организации рабочего пространства, а также иного подхода к технологическому оснащению офисов.
Пол Макдональд, старший исполнительный директор кадрового агентства Robert Half в Лос-Анджелесе, в феврале 2021 года отметил: «Руководители бизнеса не могут рассчитывать на то, что цель, значение или инновации возникнут органично в распределенной рабочей среде. Это достаточно сложно сделать, когда все находятся в одном месте. Важное значение будет иметь четкое представление видения того, что будет дальше, когда компания формально переходит на гибридную модель».
В том же материале приводятся слова Дениз Каглар, директора по организационной и кадровой стратегии PwC : «Необходимо будет модернизировать офисные помещения, в том числе улучшить качество видео и звука в технологиях конференц-связи, внедрить технологии, которые позволят сделать офис более доступным и совместным для сотрудников, приходящих по альтернативным графикам».
Привычные офисы перейдут на гибридный формат работы, в которых кто-то из сотрудников будет работать постоянно, кто-то - несколько раз в неделю, а кто-то забегать для коротких встреч с коллегами или клиентами. Изменится и формат офисного пространства: он станет более гибким. Офис должен иметь возможность как уменьшаться (если большая часть сотрудников работает удаленно или бизнес сократился), так и увеличиваться (для соблюдения социальной дистанции или если дела пошли в гору). Цифровые технологии должны дать равные права как работающим в офисе, так и удаленно. А задачей руководителей и HR-менеджеров станет поддержание корпоративной культуры в новой реальности.
Подробнее о гибридном офисе, его плюсах и минусах, о международном опыте и российских кейсах поговорим с экспертами из различных отраслей 18 февраля на онлайн-конференции «Гибридный офис: люди, пространство, технологии». Приходите!