Модернизация диспетчерских пунктов в электроэнергетике

Издание: Корпоративное издание "Решения"

13.02.2020

За последние двадцать лет диспетчерские пункты превратились в сложнейшие технологические объекты. Компания «Делайт 2000» одной из первых на российском рынке начала реализовывать проекты модернизации диспетчерских пунктов, центров и управлений электроэнергетической отрасли.

Модернизируем диспетчерские пункты и центры с 1997 года

На протяжении долгих лет системами отображения информации в диспетчерских пунктах электроэнергетики служили мозаичные мнемощиты со статичной мнемосхемой электросетей и индикаторами состояния объектов. В 90-е годы в системах телемеханики и телеметрии произошел качественный скачок: благодаря внедрению специализированного ПО стало поступать больше данных, используемых для анализа работы систем. Примерно в это же время появились новые средства отображения информации коллективного пользования: видеостены на основе видеокубов, на которых можно было демонстрировать динамически изменяющиеся данные, поступающие от разнородных источников.

Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Урала, проект Делайт 2000 

Первая DLP видеостена в России

В июне 1998 года «Делайт 2000» установила видеостену из четырех видеокубов в диспетчерском пункте Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Средней Волги (ОДУ Средней Волги). Видеостена была врезана в мнемощит, и у диспетчеров появилась возможность получать в режиме реального времени и обобщенные, и детальные данные о состоянии объектов энергосети.

Главный диспетчер ОДУ Средней Волги Бердников Владимир Иванович увидел видеостену французской компании Synelec на выставке Comtek-1997 и понял, что за технологиями видеостен будущее. Да и в видеокубах Synelec LiteMaster была заложена абсолютно новая технология — технология цифровой обработки света (Digital Light Processing, или DLP- технология) от американской компании Texas Instruments, которая всего за два года до этого, в 1996 году, продемонстрировала первые прототипы таких проекторов. В то время разрешение демонстрируемого изображения не могло превышать SVGA-разрешения (848×600) (в настоящее время стандартом является разрешение Full HD, 1920×1080). Использование в видеостенах DLP-технологии позволяло существенно повысить их надежность (время наработки на отказ DMD-кристалла оценивалось в 10 лет) и упростить настройку яркости, контраст- ности и цветопередачи.

ОДУ Урала. Видеостена, врезанная в мнемощит, проект Делайт 2000ОДУ Урала. Видеостена, врезанная в мнемощит
Это было революционное решение — В ОДУ Средней Волги была установлена первая в России видеостена на базе DLP- технологии, а не на основе жидкокристаллических проекторов. В настоящее время все видеостены на базе видекубов производятся на основе DLP-технологии.

«Делайт 2000» приносит видеостены в Россию

В феврале 2000 года «Делайт 2000» при поддержке французской фирмы Synelec провела Discovery Day — первое в истории России мероприятие, популяризирующее и продвигающее на российский рынок такой специфический продукт, как видеостены.

В рамках этого мероприятия состоялся выездной семинар для представителей электроэнергетики, на котором развернулась оживленная дискуссия главных диспетчеров объединенных диспетчерских управлений РАО ЕС о перспективах работы диспетчеров с информацией и современных технологиях отображения. Здесь решались актуальные вопросы о том, что правильнее использовать в диспетчерских: мнемощит или видеостену? Тогда мнения энергетиков о целесообразности внедрения видеостен разделились. Боль- шинство диспетчеров стояло на позициях разумного консерватизма: кардинальные нововведения в диспетчерских пунктах — это всегда риск. Не стоит спешить с заменой мнемощитов, которые позволяли нормально работать все предыдущие годы, считали многие главные диспетчеры. Те, кто оценил преимущества новой технологии, тоже не спешили отказываться от традиционных технологий, предпочитая компромиссный вариант, который сводился к врезанию в мнемощит «окна» видеостены, на которую следует выводить информацию из разных источников. Именно на семинаре для энергетиков был дан толчок к оснащению диспетчер ских пунктов электроэнергетики новыми системами отображения коллективного пользования.

ОДУ Урала. Видеостена в диспетчерском пункте
Удачные решения, используемые в ходе реализации проектов создания диспетчерских центров, часто находят отражение в документах технической политики предприятий электроэнергетической отрасли

Модернизация диспетчерского пункта РАО ЕЭС России - это не просто установка видеостены

В 2002 году началось преобразование РАО ЕЭС. Функции оперативно-технологического управления Единой энергосистемой России взяло на себя ОАО «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системой». В 2002–2008 годах формировалась организационная структура «Системного оператора». Функции по оперативно-диспетчерскому управлению объединенными энергетическими системами приняли объединенные диспетчерские управления (ОДУ). Для управления режимами энергосистем субъектов Российской Федерации из структуры региональных энергокомпаний были выделены региональные диспетчерские управления (РДУ). С изменением организационной структуры «Системного оператора» постепенно изменялись функции ОДУ и РДУ, менялась и работа диспетчеров с информацией. Возникала необходимость модернизации и организации рабочего пространства диспетчеров.


Получить консультацию или запросить оценку проекта вы можете, связавшись с нами любым удобным для вас способом:


написать письмо заказать звонок

наверх

Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна