Диспетчерский стол. Не путать с офисным.

10.06.2022

Диспетчерский стол (еще его называют диспетчерским пультом, столом оператора, консолью оператора) - это вид технологической мебели, которая используется для организации рабочих мест диспетчеров и операторов на предприятиях самых разных отраслей.

Говоря о диспетчерском столе многие представляют специальные массивные металлические конструкции со встроенными панелями управления, которые еще в советское время устанавливали в операторных.

Металлический диспетчерский столМеталлический диспетчерский стол

Начиная сотрудничество с зарубежными производителями специализированной мебели в начале 2000-х, каждому новому клиенту нам приходилось объяснять, почему в центрах управления нельзя использовать (вернее можно, но недолго) обычные офисные столы, а нужны какие-то особенные диспетчерские. И вот сегодня, спустя годы, мы видим, что крупные компании уже достаточно серьезно подходят к организации рабочих мест своих диспетчеров, поскольку понимают, насколько велика может быть даже незначительная их ошибка. С другой стороны, остается еще достаточно много предприятий, которые не знают, чем диспетчерская мебель отличается от офисной и стоит ли на самом деле переплачивать.

Мы решили собрать доводы «за» и «против» и попытаться ответить на эти вопросы.

Диспетчерский стол стоит дороже офисного. Он просто не может стоить столько же, как офисный. Производство настоящих диспетчерских столов является сложным и ресурсозатратным процессом, в котором задействованы специалисты разных направлений – промышленные дизайнеры, конструкторы, инженеры. Разработка одной модели (от идеи до ввода в промышленное производство) занимает несколько месяцев, и это при условии, что у производителя есть опыт разработки предыдущих моделей.

А теперь представьте, что диспетчерский пункт расположен в регионе, где в любой момент может произойти землетрясение. Переживет ли его обычный стол? Совсем не факт. А вот пульт, который прошел испытания на сейсмостойкость и выдерживает 9 баллов по школе MSK 64, устоит и оборудование внутри его останется в рабочем состоянии.

Раз внутри пульта установлено много оборудования, которое будет постоянно нагреваться от круглосуточной работы, логично, что нужно обеспечить отвод тепла. Как правило, естественной вентиляции бывает недостаточно и в пульты встраивается принудительная. И тут не всякие решения подойдут. В центрах управления очень ценят акустический комфорт, а значит вентиляторы должны работать с минимальным уровнем шума. При этом надо продумать, в каком направлении будет идти теплый воздух – но точно не на ноги диспетчера.

Возвращаясь к большому количеству оборудования не забываем о количестве проводов, которыми оно подключается. Тут все представляют висящие с тыльной стороны провисающие кабели, в которых постоянно то путаются сами диспетчеры, то уборщица случайно заденет и что-то отключит. Это стандартная картина для обычного стола, но не для диспетчерского. В нем спроектированы и установлены специальные кабельные каналы, в идеале эти каналы разделены для разных типов кабелей, а также на горизонтальные и вертикальные. При этом доступ к этим каналам, как и к оборудованию внутри технического отсека, должен быть удобным и быстрым, чтобы обслуживающий персонал мог провести все необходимые работы по установке или ремонту, не отвлекая от работы диспетчера.

Теперь о дизайне. Вроде бы ничего сложного – стол и стол. Оказывается, что не так-то просто придумать такой дизайн, который бы отличался от конкурентов, нравился клиентам и что важно, мог быть реально произведен. Нарисовать картинку это одно, а вот подобрать нужные материалы и фурнитуру, особенно если речь идет об импортозамещении, совсем не просто.

Диспетчерский стол FORT компании Пульты Атлант: сделано в РоссииДиспетчерский стол FORT компании «Пульты Атлант»: сделано в России

Промышленные дизайнеры вместе с конструкторами разрабатывают различные конфигурации пульта и разные варианты модулей. Чем больше модулей, тем больше конфигураций можно создать. Привычных для офиса прямоугольных модулей для центров управления, обычно недостаточно. Например, если диспетчерский зал размещается в помещении с несущими колоннами, или практикуется совместная работа персонала, то необходимыми становятся нестандартные конфигурации. Для каждой конфигурации тщательно прорабатываются отдельные модули – как прямые, так и угловые разной градусной меры. Если пульт очень длинный (рассчитан на несколько рабочих мест), то вы не увидите у него широких швов на стыках столешницы, она будет выглядеть как единое, идеально ровное пространство.

Как мы уже говорили, цена ошибки диспетчера очень велика. Чтобы снизить влияние человеческого фактора, при проектировании диспетчерского стола особое внимание уделяется эргономике. Диспетчера ничего не должно отвлекать во время работы, ему должно быть комфортно работать даже в течение длительных смен.

Опираясь на международные стандарты в области эргономики, конструкторы продумывают все до мелочей. Например, наличие у пульта мягкого канта столешницы обеспечит удобное положение рук диспетчера, сосуды его рук не будут переживаться. Наличие крепежной панели позволит освободить пространство на столе и удобно разместить мониторы, полки для телефонов и документов. В случае с офисной мебелью, многие такие моменты просто не берутся во внимание.

Диспетчерский стол TERRA компании Пульты АтлантДиспетчерский стол TERRA компании «Пульты Атлант»

Сборка мебели на объекте – еще один важный момент для сравнения. Если сборка стандартной офисной мебели не требует никаких специальных навыков, то сборку диспетчерских столов производитель доверит только сертифицированным инженерам, которые смогут правильно смонтировать не только конструктив, но и все оборудование, которое должно быть установлено внутри или на нем.

И это мы еще перечисли далеко не все моменты, которые учитываются производителями диспетчерской мебели. Откуда они вообще знают, что нужно диспетчерам? Наш опыт подсказывает, что досконально знать все тонкости работы диспетчеры можно только при тесном сотрудничестве с ними.

Наша компания сначала работала в связке с мировым лидером в области диспетчерской мебели – канадской компанией Evans Consoles и даже участвовала в разработке одной из моделей, которая сначала была установлена в центральном диспетчерском пункте «Транснефть», а потом начала массово выпускаться. В последние годы в связи с повышенным интересом наших клиентом к отечественным разработкам, мы работаем в тесном сотрудничестве с российской компанией «Пульты Атлант», делясь с ней своей экспертизой. Это один из немногих производителей, в качестве продукции мы уверены и регулярно включаем в свои проекты. Сегодня компания выпускает пять различных моделей, которые полностью закрывают все запросы наших клиентов – начиная от бюджетных вариантов для небольших операторных, заканчивая диспетчерскими столами премиум-класса для центров управления представительского уровня.

Диспетчерский стол, разработанный Evans Cosoles при участии Делайт 2000Диспетчерский стол, разработанный Evans Cosoles при участии «Делайт 2000»

Диспетчерская мебель, как правило, проектируется и производится под конкретный проект, под конкретные задачи заказчика и конечных пользователей, то есть диспетчеров. Поэтому поставки день-в-день тут быть не может. Правда и центры управления не создаются моментально.

Получается, что офисная мебель выигрывает по двум пунктам – в цене и сроках поставок (при условии, что не изготавливается на заказ). Но оба эти пункта в сумме точно проигрывают всем остальным преимуществам диспетчерской мебели, и тут актуальной становится поговорка «Скупой платит дважды». Ни один офисный стол не прослужит так долго, как диспетчерский.

наверх

Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна