Гибридное обучение – это формат организации учебных занятий, при котором часть учащихся находится вместе с преподавателем в аудитории, а часть – подключается онлайн с помощью средств видеосвязи. Популярность этого формата во многом связана с этапом пандемии, когда все сначала перешли на дистанционное обучение, а потом снова стали понемногу появляться в учебных учреждениях.
Обновлено: 23.08.2024
Гибридное обучение можно организовать как для лекционных, так и для семинарских аудиторий. Главное условие – технически подготовленное помещение. Причем мультимедийные комплексы зависят главным образом не от размера помещения, а от формы проведения занятий.
Первые эксперименты были проведены в лекционных учебных аудиториях, которые и в допандемийные временя оснащались лучше с технической точки зрения. Связано это было с развитием дистанционного обучения. Многие российские и зарубежные вузы начинали вести библиотеки видеолекций, выкладывая выступления ведущих преподавателей на различные онлайн-ресурсы. Это существенно увеличивало аудиторию слушателей, но требовало технической модернизации привычных лекционных аудиторий. Так, наша компания неоднократно привлекалась к реализации проектов по модернизации потоковых аудиторий. В некоторых из них была заложена функциональность, которая позволяет транслировать мероприятия онлайн и вести видеозапись лекций (проект оснащения Зала ученого совета НИТУ МИСиС).
В случае с гибридным обучением ситуация более сложная. Особенности лекционного формата практически не предполагают активного взаимодействия между преподавателем и студентами. В лучшем случае, если лекция транслируется онлайн, удаленные студенты видят выступающего преподавателя, но он не видит их лица, не получает обратной связи, ориентируется в основном на тех студентов, которые в данный момент присутствуют в аудитории. Возможность просмотра лекций в записи вообще сводит взаимодействие студентов и преподавателя практически к нулю.
С необходимостью внедрения гибридного формата обучения некоторые вузы серьезно подошли к вопросу и разработали собственные решения для лекционных аудиторий, добавив необходимое оборудование и расширив функционал. Удаленные студенты получили возможность задавать вопросы преподавателю, видеть панораму аудитории. Преподаватель же может видеть на дополнительном экране онлайн-студентов, которые задают вопросы, свободно передвигаться по аудитории, не боясь, что его не будет видно или слышно.
Вопрос оснащения семинарских аудиторий для работы с удаленными студентами стал актуальным только в последние два года. Сам формат занятий в небольших аудиториях, а это семинары, практические и лабораторные работы, предполагает совершенно иной характер взаимодействия преподавателя и студентов. Тут акцент с преподавателя переносится на совместную работу – общение и выполнение заданий. Для полноценного погружения в материал студентам уже недостаточно просто наблюдать со стороны то, что происходит в аудитории, они должны быть полноценными участниками учебного процесса. Комплексный проект по оснащению гибридной аудитории для проведения семинаров, учитывающий эти особенности, одним из первых в стране осуществил МГПУ совместно с компанией «Делайт 2000» (проект по созданию гибридных аудиторий в МГПУ).
Полученный не только российскими, но и зарубежными университетами опыт показывает, что гибридное обучение может быть эффективно только при высоком качестве трансляции, одинаковых ролевых позициях очных и дистанционных обучаемых, специально проработанных формах интерактивной работы, создании эффекта присутствия слушателя в аудитории и умением преподавателей эффективно сочетать в своей работе инструменты работы с онлайн и офлайн-аудиториями. Большую роль играет активное участие в техническом проекте не только специалистов ИТ-компании и администрации вуза, но и преподавателей, которым предстоит работать в модернизированных аудиториях – именно так было в МГПУ.
Гибридное обучение, несомненно, обеспечивает серьезные преимущества всем участникам учебного процесса – вузу, преподавателю, студентам. Рассмотрим их подробнее. Именно тогда пришло понимание того, что эпидемия не исчезнет одномоментно, каждый новый подъем заболеваемости будет влиять на посещаемость, а как следствие, и на успеваемость студентов.
Онлайн-студенты
Итак, больше всего выигрывают от внедрения гибридного формата студенты, которые получают возможность подключаться дистанционно. Им не нужно больше переживать, что они пропустят важный материал и не смогут в дальнейшем «нагнать» однокурсников. И речь идет не только про ограничения, связанные с пандемией. Многие современные студенты хотят посещать занятия, не могут этого сделать из-за расстояния и недостатка времени, так как совмещают учебу с работой и другими занятиями. Особенно это касается обучающихся на вечерних и заочных отделениях.
Равные условия доступа к учебному контенту. Более того, подключающиеся удаленно студенты получают возможность не только слушать лекции, но и активно участвовать в занятии, задавать вопросу преподавателю, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении вместе офлайн-студентами.
Порядка 50% российских студентов при наличии возможности предпочли бы обучаться в гибридном формате. Об этом говорят итоги опроса, подготовленного научными группами 13 университетов страны, в котором участвовали 36 000 студентов, в том числе иностранцы.
Офлайн-студенты
При правильном техническом решении офлайн-студенты во время занятий могут видеть и слышать своих удаленных однокурсников, работать с ними в группах, участвовать в совместных дискуссиях.
Преподаватели
Преподаватели, несмотря на то, что на их плечи ложится дополнительная нагрузка по подготовке к занятиям в новом формате, также выигрывают. Они могут проводить занятия одновременно для двух групп студентов, что существенно экономит время. Ведь, если бы они сначала проводили занятия для офлайн-студентов, а затем онлайн, времени уходило бы гораздо больше.
К тому же когда студенты получают знания синхронно, нет проблем с выстраиванием расписания, чтобы обеспечить параллельное освоение учебного материала.
Университеты
Посещаемость. Непосредственно сам вуз видит в гибридном обучении возможность сделать непрерывным учебный процесс для всех студентов. Посещаемость является одним из условий хорошей успеваемости студентов.
Аудиторный фонд. Оснащение аудиторий аудиовизуальными комплексами для гибридного обучения позволяют увеличить количество участников мероприятий. А значит, для многих занятий не нужны большие аудитории.
Оптимизация штата сотрудников. Если технические комплексы для гибридных аудиторий будут создаваться с целью максимально упростить работу педагогов и иметь интуитивно понятные интерфейсы, то вузам не придется содержать большой штат ИТ-специалистов, осуществляющих поддержку во время занятий.
Использование передовых технологий в обучении. Масштабное оснащение аудиторий под гибридный формат, несомненно, способствует технологическому развитию вузов. Это делает учебные заведения конкурентоспособным и более привлекательным для новых студентов.
Трудности внедрения гибридного обучения
Поспешное, необдуманное внедрение технических решений для гибридного обучения может привести к негативным последствиям и негативной оценке нововведений. Некачественная видеосвязь может вызывать раздражение. Студенты могут не слышать того, что происходит в аудитории. Задержка видеопотока влияет на скорость реакции на вопросы. Сложная система управления будет требовать больше временных затрат преподавателей.
Гибридный формат существенно отличается от привычных лекций и семинаров. Преподавателям предстоит если не полностью перерабатывать материалы занятий, то хотя бы тщательно адаптировать их для работы сразу с двумя группами студентов. Например, совместная работа онлайн и офлайн-студентов может потребовать использования специальных интернет-ресурсов, которые позволяют в режиме реального времени делать записи, редактировать имеющийся контент и т.п. Это значит, что преподаватель должен заранее предоставить студентам ссылки на подключение к таким ресурсам. Также есть опасность того, что преподавателям будет сложно удерживать внимание сразу на двух группах студентов, и они будут опираться во время работы в основном на тех, кто присутствует в аудитории. Это может привести к выстраиванию иерархии студентов – кто-то заслуживает более внимательного отношения преподавателя, а кто-то получает его по остаточному принципу.
К трудностям можно отнести и отсутствие строгих регламентов работы на занятиях для студентов. Например, выключенная видеокамера у студента сводит на нет всю идею с эффектом присутствия – преподаватель не видит реакции учащегося, возникают трудности коммуникации.
Уровень технической подготовки преподавательского состава может влиять на качество преподавания. Обладая низкими навыками работы с аудиовизуальным оборудованием и сервисами видеосвязи, преподаватель может значительную часть времени тратить на технические вопросы, или использовать не весь их функционал. Чем выше навыки работы с оборудованием у преподавателя, тем продуктивнее и интереснее будут проходить занятия.
Специфика отдельных предметов тоже может создавать трудности, не каждый предмет подходит под гибридный формат. Особенно это касается курсов по творческим дисциплинам. Преподаватель не сможет отследить, насколько правильно студент держит музыкальный инструмент или кисть для рисования, не сможет вовремя скорректировать ошибки. Очень сложно проводить в этом формате занятия по вокалу или логопедии. Одним словом, для занятий, которые требуют живого зрительного контакта преподавателя и студента, гибрид является скорее исключением и может применяться в тех условиях, когда проведение занятий в аудиториях невозможно.
На сегодняшний день понятие «гибридное обучение» еще не устоялось, нет единства и точности в его понимании как со стороны вузов, так и со стороны системных интеграторов, отвечающих за техническое оснащение аудиторий. Но уже понятно, что гибридное обучение – это не какое-то дополнение к офлайн-обучению, и не трансформация дистанционного обучения, а совершенно новый, самостоятельный формат организации учебного процесса, со своими особенностями, целями и задачами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: