Чем гибридный формат обучения отличается от других

16.08.2022

Гибридное обучение – термин достаточно новый для сферы образования и до сих пор нет точного его определения. Можно ли считать гибридную модель самостоятельной, или это все лишь разновидность существовавших ранее форматов обучения?

Сравним гибридное обучение с дистанционным, смешанным и не совсем понятным в России HyFlex.

1. Дистанционное обучение предполагает, что студент находится вне аудитории и использует для получения знаний современные технические средства и интернет. Студент может просматривать лекции в прямом эфире или в записи. Возможность взаимодействия с преподавателем в режиме онлайн существует далеко не всегда – может не быть технической возможности вести диалог с лектором, а использование различных чатов не гарантирует моментального ответа. Дистанционное обучение больше подходит для лекций, семинарские занятия проводиться онлайн могут (преподаватели вынуждены были проводить их вовремя пандемии), но как правило, нежелательны. Эффективность такого обучения во многом зависит от самодисциплины студентов.

Гибридный формат, в отличие от дистанционного, нацелен на активное вовлечение удаленных студентов в учебный процесс и их взаимодействие не только с преподавателем, но и теми студентами, которые находятся в аудитории.

2. Смешанное обучение – это сочетание онлайн и офлайн форматов, но приоритет остается за занятиями в аудиториях. Основу учебных курсов составляют обычные занятия в стенах университета, но некоторые занятия проводятся онлайн. Например, какой-то объем теоретического материала студенты изучают дистанционно, а затем в очном формате вместе с преподавателем проводят разбор изученного, проводят практические и лабораторные работы, то есть смена форматов происходит последовательно. Количество онлайн-занятий заранее известно и фиксируется в учебном плане, оно не зависит от заболеваемости или других внешних факторов.

Гибридное обучение тоже предполагает объединение онлайн и офлайн-форматов, но там идет речь о создании единой цифровой среды – одно и то же занятие одновременно доступно как для очного посещения, так и для подключения онлайн. Гибридное обучение обеспечивает синхронное получение знаний для всех студентов.

3. HyFlex – этот термин произошел от двух слов - Hybrid + Flexible, что означает объединение гибридности и гибкости. Данная модель обучения появилась еще в 2006 году, стала активно использоваться в некоторых зарубежных вузах в связи с пандемией и по сути очень близка к гибридному обучению. Она также объединяет элементы онлайн и офлайн-обучения. В центре такой системы стоит студент, которому предоставляется возможность самостоятельно выбирать, как ему удобнее участвовать в занятиях – посещать в аудитории, подключаться удаленно или смотреть в записи. В любой момент он может поменять свое решение, в чем и проявляется гибкость формата.

Внедрение гибридного формата, в отличие от HyFlex, имеет совершенно другую главную цель – дать онлайн и офлайн студентам равные возможности участия в учебном процессе.

Что такое гибридный формат обучения

Сравнение различных форматов обучения, которые сегодня доступны в вузах, показывает, что гибридная модель – это не просто сочетание онлайн и офлайн, а вполне самостоятельный формат, имеющий свои цели, требования к реализации, и участникам учебного процесса. Это не временная замена традиционного обучения на время пандемии, а формат, имеющий большие перспективы для развития. Причем развитие будет идти сразу в нескольких направлениях – это и подготовка преподавателей, и разработка новых образовательных программ и методик преподавания, и техническое совершенствование аудиторных комплексов.

Первые эксперименты вузов показали, что гибридное обучение может частично использовать оборудование, установленное ранее для дистанционного и смешанного обучения, но для полноценного взаимодействия всех участников учебного процесса требуется серьезная модернизация ИТ и АV-решений.

Как организовать гибридный формат обучения?

Если для классического дистанционного обучения достаточно порой организовать запись лекции или трансляцию онлайн, поскольку там акцент только на преподавателя и его презентацию, то для создания бесшовной образовательной среды необходимо, чтобы и преподаватель, и все студенты (независимо от места нахождения) прекрасно видели и слышали друг друга, имели возможность использовать различные инструменты для совместной работы с контентом.

К началу 2022 года только несколько российских вузов заявили о серьезной работе в этом направлении. Так, создаваемые МГПУ совместно с компанией «Делайт 2000» гибридные аудитории для семинарских занятий уже успешно прошли тестовые испытания. Благодаря высокой вовлеченности преподавателей в пилотный проект удалось отработать различные сценарии работы и скорректировать настройки технического комплекса таким образом, чтобы и преподавателям, и студентам было максимально комфортно работать в новых гибридных аудиториях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

 
наверх

Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна